Анализ среды организации: методики оценки контекста
Любое стратегическое планирование начинается с глубокого анализа, так же как и внедрение СМК начинается с понимания организацией её среды.
Согласно требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (п.4.1):
Организация должна определить внешние и внутренние факторы, относящиеся к ее намерениям и стратегическому направлению и влияющие на ее способность достигать намеченного результата системы менеджмента качества.
Анализ среды организации — это ключевой элемент стратегического планирования, позволяющий оценить внутренние и внешние факторы, влияющие на деятельность организации.
В данной статье рассмотрим наиболее популярные методики анализа среды: -модель 5 сил Портера;
- SWOT-анализ;
-методика 5С.
1. Модель 5 сил Портера — методика для анализа конкурентной среды и выработки стратегии.
«Анализ пяти сил Портера» включает:
Рыночная власть потребителей
Влияние потребителей на ценообразование
Чувствительность к изменению цен
Доступность информации
Возможность вертикальной интеграции
отличительные преимущества продуктов компании (уникальность)
Рыночная власть поставщиков
Степень концентрации поставщиков
Стоимость переключения
Уникальность ресурсов
Возможность интеграции
сравнение стоимости сырья и исходных материалов и продажной цены продукта компании
Угроза появления продуктов-заменителей
Стоимость переключения на заменители
Восприятие дифференциации продукта
склонность потребителей к покупке продуктов-заменителей
соотношение цены и качеств продуктов-заменителей
Угроза появления новых игроков
Барьеры входа на рынок
Необходимость инвестиций
Доступ к каналам сбыта
Ожидаемые ответные действия
преимущества в себестоимости;
реакция других регуляторов рынка.
Уровень конкурентной борьбы
Количество конкурентов
Темпы роста рынка
Уровень дифференциации продукции
Затраты на рекламу
отличительные черты конкурентов
2. SWOT-анализ — это метод оценки сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз.
Сильные стороны (Strengths)
Внутренние преимущества компании
Конкурентные преимущества
Уникальные компетенции
Слабые стороны (Weaknesses)
Внутренние недостатки
Ограничения ресурсов
Проблемные зоны
Возможности (Opportunities)
Рыночные перспективы
Новые направления развития
Технологические тренды
Угрозы (Threats)
Конкурентные риски
Внешние опасности
Экономические факторы
3. Методика 5С — комплексный подход к анализу среды организации:
Customer (Клиенты)
Сегментация рынка (потребителей)
Потребности и предпочтения рынка
Уровень удовлетворенности
Company (Компания)
Организационная структура
Финансовое состояние
Бизнес-процессы
Корпоративная культура
Competitors (Конкуренты)
Анализ конкурентной среды
Позиционирование
Конкурентные преимущества
Collaborators (Партнеры)
Цепочка поставок
Стратегические альянсы
Взаимодействие с контрагентами
Climate (Среда)
Экономическая ситуация
Технологические тренды
Законодательные изменения
социокультурные тренды и другие.
Заключение
Указанные инструменты можно использовать для понимания организацией её среды, потребностей и ожиданий заинтересованных сторон, а также при анализе СМК, для оценки изменений внешних и внутренних факторов.
Выбор конкретной методики зависит от целей анализа, понимания и доступных ресурсов. Рекомендуется комбинировать различные подходы для получения наиболее полной картины среды организации.