Любое стратегическое планирование начинается с глубокого анализа, так же как и внедрение СМК начинается с понимания организацией её среды.
Согласно требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (п.4.1):
Организация должна определить внешние и внутренние факторы, относящиеся к ее намерениям и стратегическому направлению и влияющие на ее способность достигать намеченного результата системы менеджмента качества.
Анализ среды организации — это ключевой элемент стратегического планирования, позволяющий оценить внутренние и внешние факторы, влияющие на деятельность организации.
В данной статье рассмотрим наиболее популярные методики анализа среды: -модель 5 сил Портера;
- SWOT-анализ;
-методика 5С.
1. Модель 5 сил Портера — методика для анализа конкурентной среды и выработки стратегии.
«Анализ пяти сил Портера» включает:
2. SWOT-анализ — это метод оценки сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз.
3. Методика 5С — комплексный подход к анализу среды организации:
Заключение
Указанные инструменты можно использовать для понимания организацией её среды, потребностей и ожиданий заинтересованных сторон, а также при анализе СМК, для оценки изменений внешних и внутренних факторов.
Выбор конкретной методики зависит от целей анализа, понимания и доступных ресурсов. Рекомендуется комбинировать различные подходы для получения наиболее полной картины среды организации.
#смк #внедрениесмк #анализсреды #разработкасмк #исо9001 #гострисо9001 #анализсмк
Согласно требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (п.4.1):
Организация должна определить внешние и внутренние факторы, относящиеся к ее намерениям и стратегическому направлению и влияющие на ее способность достигать намеченного результата системы менеджмента качества.
Анализ среды организации — это ключевой элемент стратегического планирования, позволяющий оценить внутренние и внешние факторы, влияющие на деятельность организации.
В данной статье рассмотрим наиболее популярные методики анализа среды: -модель 5 сил Портера;
- SWOT-анализ;
-методика 5С.
1. Модель 5 сил Портера — методика для анализа конкурентной среды и выработки стратегии.
«Анализ пяти сил Портера» включает:
- Рыночная власть потребителей
- Влияние потребителей на ценообразование
- Чувствительность к изменению цен
- Доступность информации
- Возможность вертикальной интеграции
- отличительные преимущества продуктов компании (уникальность)
- Рыночная власть поставщиков
- Степень концентрации поставщиков
- Стоимость переключения
- Уникальность ресурсов
- Возможность интеграции
- сравнение стоимости сырья и исходных материалов и продажной цены продукта компании
- Угроза появления продуктов-заменителей
- Стоимость переключения на заменители
- Восприятие дифференциации продукта
- склонность потребителей к покупке продуктов-заменителей
- соотношение цены и качеств продуктов-заменителей
- Угроза появления новых игроков
- Барьеры входа на рынок
- Необходимость инвестиций
- Доступ к каналам сбыта
- Ожидаемые ответные действия
- преимущества в себестоимости;
- реакция других регуляторов рынка.
- Уровень конкурентной борьбы
- Количество конкурентов
- Темпы роста рынка
- Уровень дифференциации продукции
- Затраты на рекламу
- отличительные черты конкурентов
2. SWOT-анализ — это метод оценки сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз.
- Сильные стороны (Strengths)
- Внутренние преимущества компании
- Конкурентные преимущества
- Уникальные компетенции
- Слабые стороны (Weaknesses)
- Внутренние недостатки
- Ограничения ресурсов
- Проблемные зоны
- Возможности (Opportunities)
- Рыночные перспективы
- Новые направления развития
- Технологические тренды
- Угрозы (Threats)
- Конкурентные риски
- Внешние опасности
- Экономические факторы
3. Методика 5С — комплексный подход к анализу среды организации:
- Customer (Клиенты)
- Сегментация рынка (потребителей)
- Потребности и предпочтения рынка
- Уровень удовлетворенности
- Company (Компания)
- Организационная структура
- Финансовое состояние
- Бизнес-процессы
- Корпоративная культура
- Competitors (Конкуренты)
- Анализ конкурентной среды
- Позиционирование
- Конкурентные преимущества
- Collaborators (Партнеры)
- Цепочка поставок
- Стратегические альянсы
- Взаимодействие с контрагентами
- Climate (Среда)
- Экономическая ситуация
- Технологические тренды
- Законодательные изменения
- социокультурные тренды и другие.
Заключение
Указанные инструменты можно использовать для понимания организацией её среды, потребностей и ожиданий заинтересованных сторон, а также при анализе СМК, для оценки изменений внешних и внутренних факторов.
Выбор конкретной методики зависит от целей анализа, понимания и доступных ресурсов. Рекомендуется комбинировать различные подходы для получения наиболее полной картины среды организации.
#смк #внедрениесмк #анализсреды #разработкасмк #исо9001 #гострисо9001 #анализсмк